контакты
Отдел продаж
  • г. Астана, Бизнес-центр Palazzo degli Affari, Проспект Мәңгілік Ел, 20/1, 5 этаж, Z05M9E2

Разрешение на выбросы и экологический налог за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух

Чистый воздух – это и дорогое удовольствие, и необходимость. Однако любое промышленное предприятие неизбежно загрязняет атмосферный воздух продуктами сгорания топлива, твердыми частицами, аэрозолями, водяными парами и т.д.

Выброс загрязняющих веществ от всех предприятий осуществляется через источники выбросов (дымовая труба, вентиляционное отверстие и т.д.). Все источники выбросов промышленных предприятий подразделяются на стационарные (не изменяющие свое местоположение на производственной площадке) и нестационарные (могут эксплуатироваться в различных местах производственной площадки, например бензопилы, газонокосилки, сварочные агрегаты, и др.). Стационарные источники в свою очередь делятся на организованные - оборудованные устройствами для удаления загрязняющих веществ в атмосферный воздух, например, дымовые трубы, вентиляционные системы и др., и неорганизованные - не оборудованные такими устройствами, например парковки, газопроводы и др.

Что же стоит предприятию выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух в процессе производства? Во-первых – разработка Акта инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух с согласованием в органах Минприроды, во-вторых – получение разрешение на выбросы, в-третьих – уплата экологического налога.

А что, если предприятие не будет заниматься разработкой и согласованием этих экологических документов? Рассмотрим этот вопрос подробнее.

Отсутствие разрешения на выбросы, а, следовательно, и неуплата экологического налога причиняют вред окружающей среде, который полежит возмещению. Статьей 15.48 кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, установлена административная ответственность за отсутствие разрешения или не соблюдения условий, установленных в разрешении, которая может повлечь наложение штрафа в размере от двух до двухсот базовых величин. Суммы административной ответственности за неуплату или неполную уплату экологического налога установлены в статье 13.6 КоАП РБ, которая может повлечь наложение штрафа до 8 базовых величин на должностное лицо и 20 % от неуплаченной суммы налога на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо.

Итог неутешительный – предприятие должно будет выплатить:

  • штраф за отсутствие разрешения;
  • сумму возмещения вреда, причиненного окружающей среде;
  • сумму экологического налога;
  • штраф за неуплату экологического налога.

Что бы избежать этих неблагоприятных последствий, прежде всего, нужно определиться: кому необходимо получать разрешение на выбросы и какие источники выбросов облагаются экологическим налогом.

И так, получение разрешения на выбросы необходимо при эксплуатации стационарных источников выбросов в случаях, если выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух составляют:

  • более 0,1 тонны в год независимо от состава выбросов;
  • менее 0,1 тонны в год, но в их составе присутствуют загрязняющие вещества, отнесенные в установленном Министерством здравоохранения порядке к 1-му классу опасности загрязняющих веществ, в количестве более 0,0001 тонны в год.

При аренде зданий или оборудования, являющихся источниками выбросов, разрешение получает арендатор, если иное не указано в договоре аренды.

Разрешение на выбросы должно оформляться не только на действующие объекты, но и на реконструируемые или проектируемые источники.

Экологический налог платится за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов, указанных в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ или комплексных природоохранных разрешениях.

Экологическим налогом не облагаются:

  • выбросы от нестационарных источников;
  • выбросы мобильных источников;
  • выбросы стационарных источников, которым не устанавливаются нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
  • выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, указанные в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или комплексных природоохранных разрешениях, при общих суммарных объемах выбросов менее трех тонн в год.

Следующее, что может представлять интерес - это порядок получения разрешения на выбросы

Разрешение на выбросы выдается по месту нахождения заявителя, либо по месту нахождения стационарных источников выбросов, территориальными органами Минприроды Республики Беларусь

Для получения разрешения на выбросы необходимо предоставить следующие документы:

  • заявление на получение разрешения;
  • акт инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, разработанный в соответствии с требованиями постановления Минприроды РБ от 23.06.2009 № 42 «Об утверждении Инструкции о порядке инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух»;
  • проект нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, разработанный в соответствии с требованиями постановления Минприроды  от 23.06.2009 № 43 «Об утверждении Инструкции о порядке установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь»;
  • экологический паспорт предприятия –  для вновь вводимого объекта.
  • копия извещения налогового органа о присвоении учетного номера плательщика, а также копии свидетельства о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что при соблюдении природоохранного законодательства РБ, чистый воздух может оказаться не таким уж и дорогим удовольствием, а только необходимостью.

Новости