контакты
Отдел продаж
  • г. Астана, Бизнес-центр Palazzo degli Affari, Проспект Мәңгілік Ел, 20/1, 5 этаж, Z05M9E2

Что же скрывается за тремя буквами АЭС

Несмотря на то, что сегодня некоторые европейские страны, которые активно применяли ядерную энергетику, отказываются от ее использования, 15 марта 2011г было подписано Межправительственное соглашение о строительстве АЭС в Беларуси.

Основными предпосылками для развития атомной энергетики в Республике Беларусь являются:

  • недостаток местных топливных ресурсов;
  • необходимость диверсификации по видам энергоисточников;
  • преимущества по экономическим показателям;
  • экологическая чистота по сравнению с энергоисточниками на органическом топливе;
  • возможность производства энергии с целью экспорта излишков электроэнергии.

Развитие атомной энергетики является одним из главных факторов обеспечения энергетической независимости страны. Но насколько оправдана желаемая энергонезависимость?
Необходимо учитывать, что при строительстве АЭС нам придется столкнуться со следующими аспектами использования ядерной энергетики:

  1. Опасность крупномасштабной катастрофы, то есть аварии, выходящей за рамки предусмотренной в системе безопасности
  2. Проблема захоронения радиоактивных отходов

Соглашение о возврате вовсе не освобождает Беларусь от обязательства захоранивать на своей территории отходы от переработки отработавшего топлива, что предусмотрено международными нормами. Да и Россия имеет право вернуть назад то, что останется от переработки – окончательные никому ненужные радиоактивные отходы.

  1. Интеграция атомной генерации

Можно предположить, что к моменту выхода АЭС на проектную мощность установленная мощность электростанций, работающих на органическом топливе в белорусской энергосистеме, сохранится на уровне 2015 года в размере 9510,7 МВт. И при отсутствии надлежащего экспорта электроэнергии от АЭС под воздействием разгрузке по мощности могут быть подвергнуты как КЭС и ТЭЦ, работающие на природном газе, так и новые КЭС, работающие на привозном каменном угле и на белорусском буром угле [1].

Атомная генерация (2 400 МВт) займет практически всю базовую нагрузку, см. рис. 1. Такая концентрация мощности приведет к тому, что все ТЭС будут работать в пиковом режиме (суточные и недельные скачки мощности), что чревато крупными авариями в энергосистеме и большими убытками для экономики.

Что же скрывается за тремя буквами АЭС
Рис. 1. Типичный недельный график электрической нагрузки ОЭС Беларуси в отопительный период (2007 г.) [2]

«Коварство» работы в пиковом режиме не столько в перерасходе топлива на каждый цикл (т. е. в снижении экономичности блоков), сколько во влиянии в длительной перспективе на повреждаемость и аварийность блоков и их элементов (котлов, турбин и генераторов), а также количество различных ремонтов. Большинство аварий на станциях случается чаще всего при пусках блоков из «холодного» состояния – это и взрывы котлов, и повреждения валов турбогенераторов, и поломка лопаток турбин, которые иногда сопровождаются человеческими жертвами. Ущерб от аварий исчисляется десятками-сотнями миллионов долларов. Кроме того, ввод АЭС потребует строительства «неядерных» мощностей для дополнительного горячего резерва с целью компенсации низкой маневренности ядерной энергетики.

  1. Необходимость развития новой отрасли

В большинстве источников, которые приводят данные по стоимости строительства АЭС учитывается не в полной мере либо вообще опускается составляющая затрат на инфраструктуру, которая включает в себя несколько территориально-удаленных блоков из различных зданий и сооружений (система транспортного обеспечения, производственно-управленческий блок, гостиничное хозяйство, складское хозяйство и другие службы). Также немаловажным является подготовка кадров для работы на будущей АЭС. Конечно, это даст определенный толчок в развитии науки и всей страны, но немало вопросов остается открытыми на сегодняшний день и, в результате, фактически необходимо осваивать целую отрасль.

  1. Поиск альтернатив поставкам ядерного топлива

Нужно признать, что в Беларуси нет своих ископаемых ТЭР и поэтому полной «энергонезависимости» достичь невозможно. И мы такие не одни в мире. Но ведь энергонезависимость можно трактовать, как грамотное распределение зависимости. Так в Германии по энергетической стратегии в структуре энергетического баланса потребление одного вида ТЭР не может быть более 30%, и по каждому ресурсу доля одной страны-поставщика – не более 30%. То есть Германия от российского газа не будет зависеть больше, чем на 9%!!! Независимость в наших условиях – грамотное распределение зависимости.

Одной из основных задач развития ядерной энергетики в Беларуси является снижение потребления природного газа поставляемого из России, но согласно Межправительственному белорусско-российскому соглашению статье 9 п.1 : «Российская сторона обеспечивает поставки российскими исполняющими организациями, а белорусская сторона обеспечивает закупки белорусскими исполняющими организациями в течение всего периода эксплуатации энергоблоков АЭС, построенных в соответствии с настоящим Соглашением, на долгосрочной договорной (контрактной) основе по согласованным ценам (с учетом мировых цен):

  • ядерного топлива в виде готовых тепловыделяющих сборок, произведенных в Российской Федерации, в объемах, необходимых для начальной загрузки и всех последующих перегрузок этих энергоблоков;
  • управляющих стержней, произведенных в Российской Федерации, в объемах, необходимых для эксплуатации этих энергоблоков».

Таким образом, на протяжении всего срока эксплуатации АЭС, поставки ядерного горючего будут производиться из России, что противоречит желаемой энергонезависимости.

Также следует отметить, что вопрос цены ядерного горючего в будущем является дискуссионным. Одни исследователи считают, что при наличии больших мировых запасов природного урана и тория нет веских причин ожидать большого роста цены на ядерное горючее даже в условиях растущего спроса, и если цена и будет несколько увеличиваться, то лишь по причине роста затрат на захоронение или переработку отработавшего в реакторах топлива. Другие исследователи придерживаются противоположного мнения и считают, что эволюция цен на ядерное горючее пройдет тот же путь, что и цены на нефть и природный газ: они станут монопольно высокими, приносящими сверхприбыли уранодобывающим и ураноперерабатывающим компаниям. Какой аспект проявит себя в будущем, покажет время [3].

Между тем ничего плохого в том, что Беларусь по-прежнему хочет построить АЭС, нет, поскольку внедрение современных и эффективных энергетических технологий – это стратегический элемент экономики. И на наш взгляд, если и участвовать в проектах строительства АЭС, так лучше уж объединиться с прибалтийскими странами для совместного строительства новой Игналинской АЭС. Вместе будет и сильнее, и эффективнее, и безопаснее. Тем более, тогда это уж точно будет альтернативой российскому газу.

Но по-настоящему успешная энергетическая политика заключается в том, чтобы одновременно искать альтернативные пути получения энергии, то есть постепенно внедрять возобновляемые источники.

Кроме планируемой АЭС в настоящее время в Беларуси ведется строительство объектов энергетики с использованием возобновляемых источников энергии, таких как ветропарки, мини и малые ГЭС, биогазовые комплексы, мини-ТЭЦ на древесной щепе и торфе.

Так как в Беларуси имеется большое количество животноводческих комплексов и птицефабрик, биогазовая энергетика является высокопотенциальным направлением . Ввод в эксплуатацию биогазовых энергетических комплексов позволит сформировать более энергобезопасную и тем самым более надежную систему энергоснабжения на основе локальных источников, размещенных вблизи потребителей энергии. Такие источники повышают энергобезопасность благодаря решению следующих задач:

  • указанные источники обладают высоким коэффициентом полезного действия и малым удельным расходом топлива на единицу вырабатываемой энергии;
  • такие источники обеспечивают взаиморезервирование с централизованной системой энергоснабжения, что повышает надежность энергоснабжения;
  • строительство биогазовых комплексов позволяет решить экологическую проблему с утилизацией навоза, а также получить большое количество эффективных удобрений;
  • снижается эмиссия парниковых газов (метана двуокиси углерода).

Также Беларусь располагает значительными ресурсами энергии ветра. По данным Государственного комитета по гидрометеорологии РБ и НП ГП “Ветромаш”, среднегодовая скорость ветра на территории республики составляет 4,3 м/с. При этом на четверти пригодной для внедрения ВЭУ территории среднегодовая скорость ветра превышает 5 м/с. Такая скорость ветра соответствует требованиям мировой практики по показателям коммерческой целесообразности внедрения ветротехники. При правильном выборе места установки ветроагрегата (на возвышенных открытых местах, на берегах водных массивов и т.п.) среднегодовая скорость ветра может достигать 6 – 7 м/с.

Как отмечается в Стратегии развития энергетического потенциала Республики Беларусь, которая утверждена постановлением Совета Министров №1180 и рассчитана на период до конца 2020 года, на территории Беларуси выявлено 1840 площадок для размещения ветроустановок с теоретически возможным энергетическим потенциалом более 1,6 тыс. МВт.

Если предположить, что мы будем использовать весь располагаемый нами потенциал по ветру, а все оставшиеся средства вложим в биогазовые комплексы, то расчеты показывают, что на 9 млрд. долларов, которые планируется вложить в АЭС, можно построить ветроустановок с установленной мощностью 1,6 тыс. МВт, а также биогазовых комплексов – 1,16 тыс. МВт. В результате общая установленная мощность составит 2,76 тыс. МВт. Полученное значение даже превышает предполагаемую мощность АЭС. (В расчетах принято: cтоимость 1 кВт установленной мощности ВЭУ ~$2000, биогазовых установок ~$5000).

Принятие закона "О возобновляемых источниках энергии» – хороший фундамент для внедрения альтернативных источников энергии. Мировые тенденции в энергетике показывают, что за ВИЭ – будущее не только по экологическим, климатическим, «чернобыльским», но и экономическим соображениям.

Можно приводить еще много доводов за и против. Решать, конечно, в первую очередь нашему правительству. Они более полно видят всю картину. Но на наш взгляд, нужно:

  • прислушаться к мнению молодого поколения. Нам жить в этой стране в будущем!
  • более полно проанализировать плюсы и минусы строительства собственной АЭС
  • более детально рассмотреть альтернативы и после этого сделать окончательный выбор.

Литература

  1. Трутаев В. И., Тупков В.В. Системная экономическая эффективность Белорусской АЭС// Энергия и Менеджмент. – 2010. –№6.
  2. Гуртовцев А., Забелло Е. Выравнивание графика электрической нагрузки энергосистемы//Энергетика и ТЭК . – 2008. – № 7.
  3. Сливяк В., Розенкранц Г., Фрогатт Э. и др. Мифы об атомной энергии. Почему развитие атомной энергетики ведет нас в тупик. Издание Фонда им. Генриха Белля, 2010. – 232с.
  4. Лосюк Ю.А., Кузьмич В.В., Нетрадиционные источники энергии.– Мн: “Технопринт”, 2005. – 233с.
  5. Материалы конференции «Устойчивая европейская стратегия производства биометана». г. Минск, Беларусь 7-8 июня 2011г.
Новости